Алексей Каллима — российский художник, работы которого относят к направлению нонспектакулярности. Среди проектов автора представлены картины, фрески и инсталляции, а главным лейтмотивом творчества являются война и люди, ставшие ее заложниками. Часто в произведениях мастера речь идет о гражданах Чеченской Республики, переживших разрушительные сражения, но без фольклорных и исторических отсылок.
Родился в 1969 году в г.Грозный.
С юных лет увлекался творчеством. Мальчик считал, что анимация и режиссура — направления, представляющие современность, поэтому пытался рисовать мультики. Впоследствии это убеждение будет просматриваться в работах художника, исполненных эстетики комиксов и анимации.
Алексей переехал в Россию незадолго до начала военных действий в Чечне, поэтому не относил себя к числу авторов, имевших полноценное представление о произошедшем конфликте. Эти события художник наблюдал не лично, а на экране телевизора.
Каллима окончил Краснодарское художественное училище по направлению «живопись».
Постепенно развиваясь в профессии, деятель искусства переехал в Москву. В 2001 году стал куратором галереи «Франция» и, посвятив себя изобразительному искусству, неоднократно оказывался участником и экспонентом международных биеннале.
Получив академическое образование, Каллима был воспитан на соцреалистических основах изобразительного искусства. Экспериментируя в этом направлении, художник стал сотрудничать со столичным обществом «Радек». В качестве куратора галереи и художника он организовывал перформансы, создавал инсталляции и реди-мейды.
К середине 2000-х автор вернулся к привычному для него жанру — созданию изображения в формате картины. С 2003 по 2007 год творческий деятель использовал в работе невидимые чернила, становившиеся заметными под воздействием лучей ультрафиолета. Люминесцентное мерцание дополняло образ описываемых героев, которыми были все те же чеченцы. Творческая копилка художника в этот период пополнилась бытовыми зарисовками. За холст о футбольном турнире «Терек» – «Челси», созданный в 2005-м, Каллима получил награду «Инновация».
С 2004 по 2010 год основной тематикой творчества мастера была война в Чечне. Автор изображал чеченцев, стараясь побороть стереотипное суждение о нации, взращенное посредством российской культуры и политических прений. В работах присутствовал и фантазийный мотив. Так на свет появилась серия «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом».
В качестве материала Каллима использовал бумагу или холст, а также сангину и уголь. Некоторые его картины были изображены прямо на стенах. Порой для создания новых проектов художник применял масло или акрил. К числу произведений, написанных в этот период, относится серия «Гурии».
Творческая манера Алексея Каллимы предполагает наличие абстрактных изображений, в основе которых лежат орнаменты, пятна, точки или вихри. В 2010 году взгляд мастера обратился в сторону романтизма повседневной жизни, и среди его набросков появились изображения улиц, общественного транспорта, дорог.
В 2012 году свет увидели картины, в создании которых задействованы яркие краски, что не было свойственно стилю Каллимы ранее. Автор работал маслом и акварелью, обращаясь к полуабстракции. Точные образы, собранные из пятен и разнообразных элементов, напомнили искусствоведам манеру французских художников, принадлежавших к объединению «Наби». Одной из популярных работ этого периода стали «Танцующие призраки».
Творческая биография Алексея Каллимы — это путь от остросоциальных сюжетов к абстрактным изображениям, от пастельных тонов к яркой цветовой палитре. В его работах точно сбалансированы оттенки и композиция как средства художественной выразительности, описывающие чувства. Картины и арт-объекты авторства Каллимы были представлены на выставках в России, Франции, Великобритании, США, Чехии, Германии, Польше и в других странах.