Выставка пасхальных плакатов Easter Posters 2.0 проходит онлайн

Идея носилась в воздухе — во время карантина и тотальной самоизоляции кто-нибудь просто обязан был сделать свежую арт-выставку в виртуальном пространстве.

Смотр пасхальных плакатов готовился давно. Все началось с того, что известный современный художник Елена Ковылина стала директором муниципальной галереи «Ходынка» и искала интересные проекты под новую площадку. Один из тех, кому она позвонила, — ныне живущий в Черногории галерист Марат Гельман. Среди многочисленных культурных начинаний, которые Марат инициирует в подведомственной ему Будве, — Школа дизайна Сергея Серова. Последний тоже не нуждается в долгом представлении: Сергей Иванович Серов вот уже четверть века поддерживает в России профессиональную активность в области графического дизайна. Придуманный им фестиваль «Золотая пчела» в этом году состоится в Москве уже в 14-й раз!

И тут к проекту присоединились живущие в Берлине русские художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. Они давно экспериментируют с visual reality installations — компьютерными программами, которые позволяют переносить реальные выставки в цифровое пространство. Несколько московских смотров, имевших место еще до отъезда художников в Германию, они воспроизвели в виртуальной реальности.

На сей раз выставку Easter Posters решили сразу делать онлайн. Чтобы совсем был «полный фарш», позвали композитора Сергея Невского написать музыку. В каждом виртуальном зале она своя — перемещаться по выставке не скучно.

Вы можете попасть на выставку набрав в поисковой строке vrtim.online — и очутиться в белом виртуальном музее, где по стенам шести круглых залов развешаны плакаты. Обратите внимание на произведения Петра Банкова — одного из лидеров графического дизайна в мировом масштабе, живущего в Праге, на плакаты Николая Штока, Юрия Гулитова, Дана Райзингера (1934–2019) из Израиля, на художника из Петербурга Дмитрия Мириленко, Анну Черную с Украины. Как и на любой сборной выставке, работы сильно различаются по качеству: есть образы буквально наивные, есть почти абстрактные, обыгрывающие шрифты и масштаб отдельных графических элементов. В общем и целом выставка веселая и светлая и соответствует моменту — в том смысле, что напоминает о радости Воскресения и спасает от депрессивных настроений, связанных с самоизоляцией.

Правда, для абсолютного погружения необходимо оборудование — очки-шлем виртуальной реальности. Сейчас в интернет-магазине самый дешевый стоит 36 тыс. руб. Но даже и без очков можно составить представление о том, что и как продвинутые художники фантазируют о Пасхе и ее знаках-символах.
Марат Гельман уверен, что это только начало: Google и Facebook наперегонки разрабатывают дешевые VR-очки, коронавирус сильно ускорил процесс и все это оборудование вот-вот должно подешеветь. Повсеместное распространение VR-выставок — вопрос ближайшего времени, и они, по всей видимости, кардинально изменят арт-индустрию.

При всем чисто техническом новаторстве затеи мы не должны отвлекаться от свежести самой концепции. Где плакаты — и где Пасха! Официальные религиозные праздники, по крайней мере в России, — особая область со своей эстетикой, правилами и целевой аудиторией. Легкое новаторство позволяется разве что в росписи яиц. А тут целая выставка, причем уже «апробированная» на международной сцене.
Автором идеи выступил Сергей Серов. В рамках «Золотой пчелы», которая имеет более дюжины номинаций, как минимум одну номинацию он посвящает вопросам веры. Темы звучат почти нейтрально: «Десять заповедей», «Вера, надежда, любовь», «Ад. Чистилище. Рай». Художники, как сам Сергей Иванович говорит, без особого энтузиазма откликаются на его инициативу, потому как в большинстве своем они левые агностики и атеисты. Тем не менее Серов настаивает и видит в этом собственную миссию. Его вдохновляет пример Японии, где синтоизм и буддизм настолько вошли в сознание людей, что, сами того не замечая, они живут, работают, творят, радуются жизни согласно глубоко укоренным религиозным этике и эстетике. Неписанные многовековые правила помогают японцам создавать в том числе ни на что не похожий современный дизайн. «Россия — не дизайнерская страна, она никогда не стремилась к красоте повседневности и гуманному обустройству жизни, — возвращается Сергей Серов к родным осинам. — И дизайнерам приходится растапливать эту вечную мерзлоту, нести в мир человечность. Тем более что талант нам дан Божьей милостью, а искусство можно трактовать как отблески божественного начала».
Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на  обработку персональных данных
arrow-up