15 октября в Московском музее современного искусства открылась выставка художницы Йоко Оно «Небо всегда ясное». Экспозиция построена вокруг ее «Инструкций». Со всеми экспонатами выставки можно взаимодействовать: например, забить гвоздь, самому нарисовать картину или сыграть в полностью белые шахматы.
Йоко Оно работала на стыке литературы и визуального искусства. Она не зацикливается на материальном мире и предлагает заменить предмет идеей: теперь сама эта идея — продукт искусства. Она представила миру «Инструкции»: карточки с напечатанным на них текстом пространного, иногда абсурдного содержания. Никакой картиной, нарисованной красками или пастелью, никакой скульптурой тексты не сопровождались. «Инструкции» подразумевались как самостоятельные произведения, ни в чем не уступающие визуальным формам искусства. Их часто называют особой разновидностью хокку — коротких философских высказываний на какую-либо тему. Но названия работ Йоко сразу дают понять: ее тексты — совсем не поэзия, а новый, особый вид живописи.
За долгие годы существования «Инструкций», основная идея оставалась неизменной, но ее воплощение менялось. Сначала это были карточки с текстом, который зрителям предлагалось визуализировать. Затем к ним добавились объекты, с которыми можно и нужно было взаимодействовать напрямую. Такой стала работа под характерным для Йоко названием «Картина, чтобы забить гвоздь». Понимать название стоит буквально: перед вами холст и горстка гвоздей. Возьмите гвоздь и забейте его в кусочек холста, дополнив работу тех, кто пришел на выставку раньше и уже выполнил инструкцию. Так к привычной для Йоко Оно синергии литературы и живописи прибавляется наглядность скульптуры. С помощью этой работы Йоко хотела напомнить людям о том, как важно иногда объединить усилия. В становлении этой идеи также большую роль сыграл Джон Леннон, легендарный певец, солист группы The Beatles, женой которого Йоко Оно была до самой его гибели. Его песни пели во всем мире даже люди,не говорившие по-английски. И идея объединения человечества всегда импонировала Оно, при том, что ее амбиции выходили далеко за пределы поп-культуры. Сейчас многие арт-объекты Оно нацелены на то, чтобы связать разных людей вне зависимости от их национальности, социального статуса, ориентации, политических взглядов — к примеру, вам просто нужно подойти к картине и забить в нее гвоздь, который станет маленьким кусочком общего труда.
По такому же принципу построена инсталляция «Мама красивая». У большинства людей есть или была мама, с которой их связывают или связывали определенные отношения. Художница предлагает зрителям написать воспоминания о своих матерях. Так, из отдельно взятых комментариев, соединенных вместе, получается одно большое произведение - полифония голосов.
Особенность работ Йоко Оно в том, что их дистрибуция практически невозможна. Любой человек может скопировать текст ее инструкций, распечатать его и повесить на стену. Но ценность ее работ — не в бумаге и краске, которой печатаются буквы, а в уникальной идее, которая к счастью или к сожалению монетизируется гораздо сложнее.
Источник:
https://theblueprint.ru/culture/yoko-ono-v-moskve
19.10.19
Йоко Оно работала на стыке литературы и визуального искусства. Она не зацикливается на материальном мире и предлагает заменить предмет идеей: теперь сама эта идея — продукт искусства. Она представила миру «Инструкции»: карточки с напечатанным на них текстом пространного, иногда абсурдного содержания. Никакой картиной, нарисованной красками или пастелью, никакой скульптурой тексты не сопровождались. «Инструкции» подразумевались как самостоятельные произведения, ни в чем не уступающие визуальным формам искусства. Их часто называют особой разновидностью хокку — коротких философских высказываний на какую-либо тему. Но названия работ Йоко сразу дают понять: ее тексты — совсем не поэзия, а новый, особый вид живописи.
За долгие годы существования «Инструкций», основная идея оставалась неизменной, но ее воплощение менялось. Сначала это были карточки с текстом, который зрителям предлагалось визуализировать. Затем к ним добавились объекты, с которыми можно и нужно было взаимодействовать напрямую. Такой стала работа под характерным для Йоко названием «Картина, чтобы забить гвоздь». Понимать название стоит буквально: перед вами холст и горстка гвоздей. Возьмите гвоздь и забейте его в кусочек холста, дополнив работу тех, кто пришел на выставку раньше и уже выполнил инструкцию. Так к привычной для Йоко Оно синергии литературы и живописи прибавляется наглядность скульптуры. С помощью этой работы Йоко хотела напомнить людям о том, как важно иногда объединить усилия. В становлении этой идеи также большую роль сыграл Джон Леннон, легендарный певец, солист группы The Beatles, женой которого Йоко Оно была до самой его гибели. Его песни пели во всем мире даже люди,не говорившие по-английски. И идея объединения человечества всегда импонировала Оно, при том, что ее амбиции выходили далеко за пределы поп-культуры. Сейчас многие арт-объекты Оно нацелены на то, чтобы связать разных людей вне зависимости от их национальности, социального статуса, ориентации, политических взглядов — к примеру, вам просто нужно подойти к картине и забить в нее гвоздь, который станет маленьким кусочком общего труда.
По такому же принципу построена инсталляция «Мама красивая». У большинства людей есть или была мама, с которой их связывают или связывали определенные отношения. Художница предлагает зрителям написать воспоминания о своих матерях. Так, из отдельно взятых комментариев, соединенных вместе, получается одно большое произведение - полифония голосов.
Особенность работ Йоко Оно в том, что их дистрибуция практически невозможна. Любой человек может скопировать текст ее инструкций, распечатать его и повесить на стену. Но ценность ее работ — не в бумаге и краске, которой печатаются буквы, а в уникальной идее, которая к счастью или к сожалению монетизируется гораздо сложнее.
Источник:
https://theblueprint.ru/culture/yoko-ono-v-moskve
19.10.19