Тиражная графика. Способы печати и отличие от репродукций. Особенности хранения и советы по оформлению

А.Веселовский

Печатная графика — вид изобразительного искусства, который появился пять веков назад. Его возникновению способствовал факт изобретения книгопечатания и развитие гуманистических идей. Создание тиражных произведений искусства при помощи разнообразных печатных технологий шло вслед за развитием технического прогресса. Художники взяли на вооружение новые способы воспроизведения и копирования изображений и очень быстро научились создавать при помощи этих технологий оригинальные художественные произведения в похожих, но все же уникальных вариантах.


Почему художники делают принты?

Художники занимаются печатной графикой по разным причинам. Их может привлекать процесс совместной работы в печатной мастерской. Для кого-то важен потенциал инноваций, который предлагает медиум печатной графики, а кого-то привлекает возможность печати документировать каждый этап творческого процесса. Как правило, печатная графика предлагает совершенно иной подход к творчеству, в отличие от основного метода работы художника. История печатного дела является временной̆ шкалой̆ технологических изменений и творческих переосмыслений — от появления основных методов гравировки в 15 веке до цифровой печати в 21 веке.

Многие художники последовательно делали гравюры на протяжении всей своей карьеры — например, Джаспер Джонс и Пабло Пикассо являются известными примерами регулярной работы в печатной графике, в то время как другие художники приходят к печатному делу в порывах активности, по приглашению арт-дилеров или издателей. Есть авторы, которые занимаются только печатной графикой, сами организуют весь процесс печати и специализируются только на печатной графике.


Оригинальные (авторские) отпечатки и репродукции — что нужно знать?

Оригинальные отпечатки технически являются уникальным произведением, существующим в ограниченном наборе копий. Художник принимает непосредственное участие в создании печатных форм и процессе печати и, как правило, ни в каком другом виде это произведение не существует. В большинстве случаев печатные формы после производства тиража уничтожаются.

Сюжет изображения может повторятся, быть взятым из других работ художника, но нужно различать авторские оттиски от репродукций работ художника, выполненные в печатных техниках. В случае репродукции всегда существует оригинал (рисунок, живописное произведение, фото), с которого при помощи репродуционных методов делается печатная форма. Подобные репродукции также, как и авторские принты, могут выпускаться ограниченным тиражом и сопровождаться подписью автора, говорящей о том, что изображение соответствует оригиналу. Однако нужно понимать, что в случае с репродукцией участие автора в создании печатного листа минимально и зачастую ограничивается лишь подписью. Репродукцию с подписью от оригинального авторского отпечатка можно отличить только зная творчество автора или обладая набором знаний о печатных техниках, а также определенной интуицией.

Правильнее всего в таких вопросах воспользоваться услугами профессионального консультанта.

Исторически различают 4 традиционных принципа печати, которые используются в многочисленных вариантах техник и разнообразных манерах исполнения. Различия этих принципов состоят в способе формирования печатной формы (клише или матрицы), при помощи которой делается отпечаток.

Каждый принцип печати, способ и материал обработки печатной формы имеют свои особенности, которые диктуют определенные пластические ограничения и, наоборот, предоставляют различные возможности художнику.


Высокая печать

Отпечаток делается со специальной̆ матрицы (ее еще называют печатная форма, доска или пластина), на которой созидается рельефное изображение. Краска наносится на возвышения рельефа и, чтобы получить оттиск, под давлением переносится на бумагу. Собственно, поэтому печать называется высокой.
Для изготовления печатной формы могут использоваться самые разные материалы и способы создания рельефа. При помощи механического гравирования резцами обрабатывается дерево (ксилография, могуханга), линолеум (линогравюра), делается гравюра на пластике и гравюра на картоне. При помощи фотополимерных и фотохимических технологий изготавливаются формы для цинкотипии и фотополимерной высокой печати.


Глубокая печать

Отпечаток также делается с рельефной формы. Краска наносится в углубления формы, а с возвышений вытирается перед печатью. Для получения изображения краска под высоким давлением переносится на увлажненную бумагу. Характерным признаком глубокой печати является объёмный контур печатной формы, который тиснится на бумаге.
Для глубокой печати используются разные способы гравировки и различные материалы для изготовления формы. Это могут быть различные пластины из металлов, дерева, пластика, картона. Обработка пластины может быть механической — так создается сухая игла и резцовая гравюра. Химической способ позволяет протравить углубления в металле при помощи кислоты — так делается офорт, травленый штрих и акватинта. Фотоизображение может быть воспроизведено в глубокой печати при помощи техник гелиогравюры и фотополимерной печати.


Плоская печать

Отпечаток делается под давлением с формы, которая не имеет рельефа. Печатные свойства обусловлены способностью тонкого слоя краски прилипать к форме в рисующих областях и, наоборот, не прилипать в пробельных элементах, которые обработаны специальным гидрофильным составом. При накатывании на предварительно увлажненную форму, краска задерживается лишь на печатающих элементах.

Плоская печать - сравнительно молодая технология, которая была изобретена в начале 19в. В художественной практике до сих пор используется метод литографии на камне, а также на литографии на металле (алюминиевых и цинковых пластинах). Последние годы для печатных форм начали активно использовать полимерные материалы. Технология плоской печати ушла значительно дальше, и сейчас промышленным стандартом является офсетная печать. В редких случаях она также используется в качестве художественного способа печати.


Трафаретная печать

При трафаретной печати форма является сложным трафаретом и для получения отпечатка краска продавливается сквозь микроскопические отверстия в печатной форме. Шелкография является одним из методов трафаретной печати. В шелкографской печати такими отверстиями является сетчатая структура специальной ткани (раньше для этого использовали шелк - отсюда и название), а трафаретом является фотоэмульсия, которая в пробельных элементах задерживает краску и не дает ей переваливаться на бумагу. Другим названием этой техники является сериграфия (от латинского слова sericum - шелк).
В последние десятилетия получил распространение метод ризографии, который является комбинацией трафаретной и цифровой печати.


Цифровая печать

В конце 20 века появился принципиально новый вид печати — цифровой, который также включает в себя многочисленные методы и технологии. Основным отличием цифровой печати от традиционных способов является то, что в цифровой печати нет такого понятия как печатная форма или матрица. Изображение берется из цифрового файла и формируется печатающим устройством непосредственно на запечатываемом материале или на промежуточном носителе, с которого потом переносится на окончательный отпечаток. Основным способом цифровой печати, которые применяются в печатной графике и, в особенности, печати высококачественных фотоизображений стала струйная пигментная печать. Также благодаря большому разнообразию запечатываемых материалов широкое распространение получила струйная УФ печать. Промышленным стандартом стала тонерная цифровая печать.


Сигнатуры, подписи и печати на оттиске

Печатный лист кроме подписи автора всегда сопровождается дополнительной информацией, которая имеет традиционные сокращения. Это позволяет контролировать достоверность лимитированного тиража, его происхождение и понимать его реальную ценность.

• Авторское тиражное произведение печатается в виде ограниченного числа оттисков (в совокупности известных как издание). Современные издания редко бывают более 100 экземпляров. Обычный тираж составляет 10 — 50 листов. Каждому отпечатку присваивается номер в издании, обычно записываемый в виде дроби — например 24/50. Число справа от косой черты указывает на количество экземпляров издания (в данном примере 50), в то время как цифра слева — это номер конкретного отпечатка.

• Художник может также произвести ограниченное число авторских проб, обычно помечаемых A/P (autor’s proof). Пробы идентичны по своей природе основному изданию, но могут отличаться по цвету, насыщенности, количеству используемых печатных форм и бумаги. Здесь снова дроби могут использоваться для указания общего количества проб и номера печати (например A/P 1/4).

• Пробные листы могут быть сделаны на ранней стадии работы, поскольку обычно художник и мастер-печатник разрабатывают и тестируют различные варианты композиции и цветов. Пробы также могут обозначаться как пробы состояний (state proof), цвета (color proof). Они могут быть уникальными, с различиями в цветовых сочетаниях, типах бумаги или размерах.

• * — Энди Уорхол начал продавать свои пробные листы в виде уникальных цветовых комбинаций отдельно от основного издания и теперь они являются одними из самых востребованных его печатных работ. ––
• * Когда печатник и художник добиваются желаемого результата с пробами, делается итоговый отпечаток, который подписывается как B.A.T. (аббревиатура французского bon à tirer или “готов к печати”) или SP (studio poof). Основная часть издания должна соответствовать этому изображению, которое является эталонным и традиционно хранится в печатной мастерской. Изданием считается тираж, напечатанный на одинаковой бумаге, с идентичными изображениями и цветами.

• В некоторых случаях по договоренности с издателем и печатной мастерской, производится часть тиража, идентичная основному, но которая при этом принадлежит художнику. Этом случае оттиски помечаются как A/E (autor’s edition) и сопровождаются порядковыми номерами, как основное издание (например, 2/12 — второй оттиск из 12 оттисков авторского издания)

• Многие печатники и издатели для обозначения своей продукции используют эмбоссированиую печать, которая представляет собой тисненую или штампованную метку на бумаге. Обычно она ставится в правом или левом нижних углах листа бумаги.


Насколько важны различные типы бумаги, используемые при печати?

Признаком настоящего специалиста по печати является не только интерес к технике, но и одержимость бумагой. Обычно в описании тиража указывается, на каком типе бумаги делается отпечаток, иногда описывается водяной знак, если он присутствует.

Выбор бумаги является важной частью процесса печати, поскольку он может непосредственно влиять
на характер того, как выглядит печатное изображение. Джаспер Джонс, например, известен тем, что всегда настаивал на более качественной, более тяжелой бумаге для своих отпечатков, в то время как Уорхол любил более дешевую, более тонкую бумагу для своих суповых банок 1960-х годов, чтобы подчеркнуть, что они должны были понравиться массам.

Очень важным фактором, часто влияющим на стоимость конкретного экземпляра принта, является сохранность и чистота полей и оборота отпечатка. Существенно, что качественные сорта художественных бумаг, помимо лучших печатных свойств, являются гарантией лучшей сохранности оттиска.


Печатные студии и мастерские

Для истории конкретного отпечатка важно, где была сделана печать. Обычно профессиональное производство печатной графики сосредоточено в специализированных мастерских, которые имеют необходимое оборудование и штат мастеров-печатников, которые помогают художникам реализовывать свои замыслы. Эти мастерские могут быть огромными производственными мастерскими с крупномасштабным оборудованием как, например, американские Gemini G.E.L., ULAE или Tamarind institute или небольшими студиями всего с несколькими сотрудниками.
В мире есть студии, которые были исторически важны как для технического развития печатного производства, так и для работ, которые были произведены там — например, Tyler Graphics, чьи издания находятся в коллекциях принтов многих музеев. В результате, многие коллекционеры следуют за конкретной студией и собирают издания, которые были произведены там.


Тиражная графика и ваша коллекция

Роль принтов в коллекции может быть столь же многогранной, как и сами отпечатки. Они могут быть способом создания расширенной коллекции, которая рассказывает более полную историю о практике художника — часто показывая темы и композиции, найденные в картинах или скульптурах.
Тиражность может предоставить возможность владеть подлинным и знаковым произведением искусства без многозначного ценника, прикрепленного к нему. Принт – самый демократичный художественный объект: один из тиража может висеть в музее, а второй – у вас дома. Печать также может быть отличным способом начать коллекционирование — способ познакомиться со стилями и художниками в том же режиме, что и другие медиумы, но по другой, более доступной цене.


Как заботиться о своих принтах?

То, как вы оформляете свои принты, является самым важным долгосрочным решением, которое вы принимаете, когда речь заходит о заботе и сохранности своего нового приобретения. Убедитесь, что вы отдаёте работу на оформление в правильную багетную мастерскую. Стоит заплатить за использование правильных материалов, качественного багета и стекла. Рама должна быть герметично обклеена бескислотной бумажной лентой, чтобы защитить работу от колебаний климата. Музейное безбликовое стекло — это дорого, но только оно может одновременно обеспечить максимальную сохранность от ультрафиолета, сохранив при этом cветопроницаемость в 99% и отсутствие бликов. И конечно, правильно подобранное паспарту и обрамление — это то, что поможет сделать из алмаза вашей печатной коллекции настоящий бриллиант.


Несколько советов по оформлению и хранению:

* Ни в коем случае не обрезайте лист, чтобы попытаться поместить его в меньшую рамку, поля — это часто важная часть произведения;

* не вешайте печатные работы под прямыми солнечными лучами;

* убедитесь, что листы находятся вдали от любого источника влаги;

* если вы храните листы в необрамленном состоянии, то никогда не скурчивайте их в рулон.

* храните отпечатки в плоском виде в папке или большом ящике стола.

* желательно переложить листы тонкой чистой бумагой (идеально — микалентной или папиросной), так, чтобы печатные поверхности были защищены от истирания друг об друга и от воздействия красочного слоя на оборот бумаги.

Благодарим Алексея Веселовского, художника и владельца мастерской печатной графики ПиранезиLAB за подробный текст о тиражной графике.
Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на  обработку персональных данных
arrow-up