Интервью COSMOSCOW с Владимиром Потаповым

В галерее pop/off/art на ВИНЗАВОДе открылась выставка Владимира Потапова «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва». Художник исследует среду соцсетей и то, как они влияют на общественное сознание. Герой произведений Владимира Потапова – мужчина по имени Кирилл Благолепов, чей аккаунт в Facebook будто специально создан для накручивания голосов, лайков и других активностей. С помощью серии живописных работ и интерактивной инсталляции художник стремится увековечить виртуального персонажа и раскрыть тему цифровой имитации человека. Выставка продлится до 28 ноября.

Ниже - интервью художника с Cosmoscow:


Давай начнем с названия: «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва». Выбор имени, возраста и города был случайным или осознанным?

Кирилл Благолепов – это один из семнадцати акакунтов в Facebook, за которыми я следили на протяжении полутора лет. Он был наиболее полный и долгоживущий, остальных быстро заблокировали, а этот был удален последним. Возраст, имя, регион – это его данные, указанные в анкете. Этот профайл оказался самым «прокачанным». У него, например, помимо прочих данных было указано место работы: какая-то структура, связанная с железнодорожными перевозками. Такая «прокачанность» влияет на срок жизни фейка. От наполненности порой зависит, как скоро аккаунт будет замечен системой безопасности Facebook и удален. Это бывает с тысячами аккаунтов ежечасно, поскольку плодятся они невероятно быстро. Штампуют их программные алгоритмы, формирующие большие бот-сети. Сегодня примерно половина всех аккаунтов в соцсетях – это фейки.


В твоих работах, кажется, можно увидеть дихотомию советского и российского. Так ли это?

Я бы для начала уточнил, что использовать слово «российское» сегодня не совсем корректно. Более точно отражает сегодняшние реалии слово «постсоветское», как обладающее сильными признаками прошлой политической и культурной системы. У нас был период в 1990-х годах, когда, утверждая «российскую идентичность», громили «совок», как модернисты – классику, но это довольно быстро закончилось, потому что отрицанием прежнего порядка нового общества не построить. В экспозиции текстовый портрет и по бокам от него две полярные темы – советского футуризма и современного религиозного консерватизма – размещены не случайно. На мой взгляд, лодка советского и плот постсоветского находятся между двумя этими берегами, и штормит их один и тот же ветер, поджидают их одни и те же мели и скалы. Это не дихотомия, это прорастание одного через другого, эдакий Франкенштейн, отдельные части которого отрицают друг друга, но при этом как-то уживаются. Многие рьяные коммунисты были верующими. Это постоянное ментальное противоречие – национальная особенность.


В чем риск, на твой взгляд, совмещения инсталляции и живописи?

Риск здесь в том, что ты берешься раскрывать тему, другими словами – говорить о ней, на разных языках. Живопись – специфический медиум, он всегда говорит сам за себя, не нуждаясь в каких-либо комментариях и объяснениях. А инсталляция всегда немного обесценивает то, из чего состоит, превращает солиста в одного из исполнителей концерта. Их соседство вроде бы об одном и том же, где каждый медиум раскрывает замысел по-своему благодаря своим уникальным особенностям и, таким образом, высказывание становится глубже и полнее, но живопись любит солировать, поэтому такие сочетания не всегда гармоничны и нуждаются в тонких настройках.


В инсталляции зритель становится активным участником: он может добавить характеристику главного героя. Тем самым создается еще большее количество сущностей Кирилла Благолепова. На каком этапе подготовки проекта ты решил добавить эту историю с посетителем?

Действительно, коллективный способ создания биографии Благолепова и его индивидуальности является переменным множеством, которое дополняется психологическим портретом и живописью на основе публикаций его аккаунта. Это был последний этап, когда были готовы живописные работы, психологический портрет и видео интервью с теми, у кого он был в друзьях на Facebook. В итоге это решение оказалось «вишенкой на торте». Но буквально за пару дней до выставки мы поняли, что колонны можно использовать как большие пьедесталы. И в течение одного дня мы собрали предметы, которые могли бы быть предметами личного пользования Кирилла Благолепова: 32 очень архетипических предмета, которые были, наверное, у всех его сверстников. При этом пьедесталы оказались значительно выше среднего роста зрителя, с пола разглядеть предметы наверху пьедесталов не представлялось возможным, нужно было подниматься на второй этаж. Этот пафос величины колонн придавал еще больше значимости этому персонажу.


Какими важными чертами, по твоему мнению, должен обладать современный художник?

Чтобы стать хорошим художником, нужно иметь широкий кругозор, высокий коэффициент адаптивности и высокий показатель «протусованности». Это гарантирует с большой вероятностью стабильно-среднее качество, неотличимое от большинства работ современного искусства. Другими словами, чем быстрее вы теряете свою индивидуальность, тем быстрее становитесь хорошим средним художником без каких-либо явных отличий от сокамерников по художественному заточению. Это совершенно типичный маршрут, подтверждаемый грустью и печалью этих авторов на склоне лет, которое у них всегда возникает при просмотре своих ранних работ. Это – первый вариант. Второй вариант – иметь определенное чутье на будущее, на скрытые тенденции, которые вот-вот проявятся. Это работа на опережение, позволяющая ухватить жар-птицу за хвост первым, или одним из первых. Как мне кажется, такое качество развить довольно сложно. Скорее, тут наоборот нужно отказываться от восприятия каких-либо информационных шумов, поглощения массивов данных и впитывания актуальных трендов. Другими словами, не заслонять свои антенны и иметь сильный сигнал, если хотите, с космосом! Есть и третий вариант, но про него я вам не расскажу!


Источник:

https://zen.yandex.ru/media/id/5a268af48c8be3e725be64a4/interviu-vladimir-potapov-5dbaf8dd35c8d800b142d257



03.11.19
Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на  обработку персональных данных
arrow-up