О старинной ярмарке Art Basel и о том, как она устроена

13 июня в Швейцарии открывается ярмарка Art Basel.

В следующем году у Art Basel юбилей — 50 лет с того момента, как успешный галерист Эрнст Бейелер, имя которого теперь в большей степени ассоциируется с музеем — Фондом Бейелера, вместе с коллегами Трудл Брукнер и Бальцем Хильтом провел первую ярмарку. За это время вокруг появилось много других, возможно более смелых и авангардных, но Art Basel по-прежнему остается обязательной для посещения у всех, кто интересуется искусством ХХ–XXI веков. Охват работ на стендах — 100 с небольшим лет, от модернизма начала прошлого века до наших дней, и больше 4 тыс. художников, представляющих разные страны и направления.

Среди них практически нет новичков: те, кто только подает надежды, собраны на многочисленных ярмарках-сателлитах в городе, вроде ярмарки молодых галерей Liste.

Тогда как Art Basel — место для состоявшихся со всех сторон — и художников, и галеристов, и покупателей. Неслучайно идеальным маршрутом признан путь в Базель через Венецию — те, кто представлен на биеннале, хорошо продаются на стендах, галеристы подстраивают экспозиции под венецианские кураторские проекты, используя главную мировую выставку как гигантскую витрину.

Участники грандиозного шоу в Базеле — 290 галерей из 34 стран, строжайше отобранные экспертным советом. Из них 19 участвуют в этом году впервые: одной из старейших мировых ярмарок тоже нужна свежая кровь.

Главный раздел — Galleries, здесь собраны основные игроки и шедевры. Например, нью-йоркская Acquavella, основанная на полвека раньше Art Basel (в апреле — мае там прошла потрясающая выставка Люсьена Фрейда — у галереи был эксклюзивный контракт с художником, так что таких работ больше нигде не увидишь).

Или нью-йоркская Helly Nahmad, регулярно поставляющая на ярмарку лучших Пикассо и Колдеров. Или международный гигант Hauser & Wirth, большой стенд которой включает все лучшее из репертуара галереи: двухметровый холст Лучо Фонтаны алого цвета с ритмичными разрывами, живопись нью-йоркских экспрессионистов Филипа Гастона и Аршила Горки, работы Ханса Арпа и Франсиса Пикабиа.

Среди завсегдатаев — лондонская White Cube, немецкая Konrad Fischer, монреальская Landau Fine Art, в прошлом году поражавшая отличными холстами Жоана Миро и Рене Магритта, швейцарская Tschudi с эффектными инсталляциями Бетан Хьюс, парижская Almine Rech, миланская A arte Invernizzi, которая везет на ярмарку строгую геометрию Алана Чарльтона, и выросшая в гиганта из небольшой галереи в Кельне Sprüth Magers, работающая с Джорджем Кондо — его работы есть в основном проекте Венецианской биеннале, так что и в Базеле будут.

Любопытно наблюдать, как галереи сознательно выстраивают на стенде венецианскую линию. Так, David Zwirner, помимо Дианы Арбус, Пауля Клее, Брюса Наумана и Зигмара Польке, показывает новые работы Люка Тюйманса и живопись молодой африканки Нжидеки Акуниили Кросби. Пять ее больших холстов включены в основной проект биеннале (что уже стало поводом для критики куратора, который выставляет экспонаты «как на ярмарке»), а на аукционном рынке ее картины, стремительно перескочившие миллионную отметку, считаются прорывом последних трех лет. Могущественная галерея Gagosian, занимающая одно из главных мест в пространстве ярмарки, всегда показывает работы без экспликаций: имена представленных художников и так всем известны, а о ценах лучше расспросить консультанта приватно.

Российских галерей среди участниц нет, да и конкурировать с мировыми гигантами им было бы сложно, зато среди принятых в этом году новичков оказалась эстонская Temnikova & Kasela, основатель которой Ольга Темникова — член экспертного совета московской ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Следующий важный раздел ярмарки — Features, сольные выставки отдельных художников и кураторские проекты, составляющие визуальный контраст основным стендам, которые часто стремятся показать все лучшее сразу. Среди 24 экспозиций стоит обратить внимание на дуэт американских художниц (женское искусство — один из главных трендов и на арт-рынке, и в музейной политике) Эллисон Страфеллы и Хелен Мирры у миланской галереи Raffaella Cortese. Обе работают с абстракцией в мягких гармоничных цветах, только одна — на бумаге, а другая — на ткани. Еще одна художница, представленная в этом разделе, — австрийская феминистка Эльке Сильвия Кристуфек (ее привозит галерея Croy Nielsen из Вены). Карьера Кристуфек началась в 1990-е, а известность пришла благодаря провокационным и эротическим перформансам, видео, фотографиям и картинам, посвященным осознанию места женщины-художника в патриархальном обществе (тема до сих пор не утратила актуальности). Ее исследование сексуальности явно отсылает к Эгону Шиле, а любовь к парикам и смене ролей напоминает проекты Синди Шерман. Уникальную выставку показывает парижская галерея frank elbaz — коллажи, ассамбляжи, архивные документы Уоллеса Бермана — послевоенного художника из Калифорнии, любителя джаза, сюрреализма и каббалы, автора обложек альбомов Чарли Паркера и издателя журнала Semina с поэтическими и художественными экспериментами друзей и его самого.

В отдельный блок Statements на Art Basel выделены молодые художники и галереи. Тут велика вероятность встретить будущих звезд за пять минут до триумфа. Тем более что двум мастерам из раздела будет вручена премия Bâloise Art Prize — работы победителей будут выкуплены и подарены ведущим европейским музеям, где в ближайшее время пройдут их персональные выставки. В этом году покажут яркие, почти мультяшные, но отсылающие к классикам модернизма холсты аргентинки Адрианы Минолити (галерея Crèvecoeur), монохромные абстракции художницы из Бангладеш Айеши Султаны (у Experimenter), новые работы американской художницы и писательницы Сэбл Элис Смит, посвященные тюремной теме (у JTT), и эффектные инсталляции архитектора и урбаниста родом из Кувейта Сабы Иннаб у бейрутской галереи Marfa’ (да, тут снова много женщин).


Один из самых эффектных разделов — Unlimited, в нем представлены крупноформатные инсталляции и скульптуры, больше подходящие для музейного экспонирования. Уже восьмой (и последний) год их отбирает Джанни Джетцер, куратор Музея Хиршхорна и сада скульптур в Вашингтоне. Среди заявленных имен — Яннис Кунеллис, недавно умерший классик арте повера (галерея Karsten Greve, вероятно, привезет принадлежащую ей инсталляцию 2004 года с рыболовной сетью и ржавым якорем), эпатажная британка Сара Лукас у Sadie Coles HQ, полная серия из 55 ранних, конца 1980-х, «пазлов» из газетных фотографий Феликса Гонсалеса-Торреса, звезды «искусства действия», и яркие диваны ироничного австрийца Франца Веста, которые не появлялись на публике после выставки в Лос-Анджелесе в 1994 году (оба художника — у David Zwirner). И самое многообещающее — премьера VR-проекта американца Пола Маккарти от Hauser & Wirth.

Не выдерживая ограничений, большие скульптуры распространяются по старой части Art Basel — секция Parcours показывает искусство в городской среде. Всего их 20, включая работы Кэти Уилкс (в этом году она представляет Великобританию в Венеции), Рона Терады, работающего в уже почтенной традиции неоновых надписей, и Дэна Грэма, младшего из поколения американских концептуалистов, известного своими минималистскими конструкциями из стекла.

Как любая хорошая ярмарка, Art Basel включает познавательно-развлекательную составляющую для коллекционеров. В специальную кинопрограмму вошло 18 фильмов, отобранных Максой Золлер, директором Международного фестиваля режиссеров-женщин в Дортмунде и Кельне, и независимым нью-йоркским куратором Мэриен Мэсон. Среди них — режиссерский дебют художника Рашида Джонсона «Родной сын», показанный этой зимой на кинофестивале «Сандэнс» и выкупленный HBO, и документальная лента, рассказывающая историю Fluxus и его лидера Джорджа Мачюнаса, снятая Джеффри Перкинсом. Кроме того, во временном павильоне на площади перед выставочным центром во время ярмарки покажут хореографический перформанс румынки Александры Пиричи, который объединит 60 исполнителей.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/
Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на  обработку персональных данных
arrow-up