Сюжеты множества картин старых мастеров взяты из древнегреческих мифов или Библии, великих литературных произведений Данте и Торквато Тассо, из «Книги о короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого стола», «Декамерона» и так далее. Порой при посещении музея объяснить детям, что за история разворачивается на полотне, сложно. Предлагаем вам список фильмов-экранизаций, которые помогут разбираться в сюжетах, причем все это не документальные фильмы, а игровые. Осторожно! В предыдущие века понятия «18+» не существовало, так что решайте самостоятельно, достигли ли ваши дети нужного возраста, чтобы прикоснуться к кровавой классике, или все-таки стоит вначале посмотреть фильм самому.
Древнегреческая мифология
Фильм «Троя» (2004) с Брэдом Питтом в роли Ахилла и Орландо Блумом в роли Париса по прошествии времени, вы знаете, не кажется таким уж и ужасным. По крайней мере, сложные повороты сюжета «Илиады» он передает и дух захватывает — а для совместных просмотров с подростками это качество важное. Мини-сериал «Одиссея» (1997) с Армандом Ассанте в заглавной роли с точки зрения буквализма следования книге почти идеален. А все потому, что режиссер (Андрей Кончаловский) правильные книжки в детстве читал! Кстати, рейтинг у него PG-13 всего. «Энеиду» не экранизировали практически никогда — если сильно хочется, то можете поискать итальянский сериал 1971 года, но не факт, что оно того стоит.
Зато очень хорош цикл советских мультфильмов Александры Снежко-Блоцкой по мифам Древней Греции: «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт. Подвиги Тесея» (1971), «Аргонавты» (1971), «Персей» (1973), «Прометей» (1974). А вот относительно свежие блокбастеры «Битва титанов» и «Гнев богов» с Сэмом Уортингтоном, «Война богов: бессмертные» и «Геракл» с Дуэйном Джонсоном, ради бога, не трогайте: от греческих мифов там осталось одно название да любование мужской мускулатурой.
Ветхий Завет
Толстый том, который состоит примерно из 40 отдельных книг и писался тысячу лет разными авторами, экранизации поддается с трудом, но некоторые попытки достаточно любопытны. В 2013 году вышел мини-сериал «Библия» (режиссеры Криспин Рис и Тони Митчелл), первые пять серий которого драматично, пусть и конспективно, показывают события книг «Бытие», «Исход», истории Иисуса Навина, Самсона, Саула, Давида, Соломона и Даниила. Возрастной рейтинг 12+, то есть о проблемах Лота с дочерьми — ни намека, зато увлекательно показано, как ангел-азиат в Содоме рубится одновременно двумя мечами. Ценность этого кинопроекта в том, что он хоть немного, да освещает Книги Царств, которые очень любили иллюстрировать художники барокко. Еще, правда, есть девятисерийный «Цари и пророки» (2016) про царя Давида и его семейку, но создатели, кажется, слишком увлекались «Игрой престолов», так что сами понимаете (16+).
Полнометражные фильмы историями царей Израиля практически полностью пренебрегают, обычно сосредотачиваясь на биографиях Ноя или Моисея. Последний — самый популярный киноперсонаж Ветхого Завета, фильмов о нем множество, хотя бы «Исход: цари и боги» (2014) режиссера Ридли Скотта с Кристианом Бейлом в главной роли или «Десять заповедей» (1956) с Юлом Бриннером в роли фараона (детей такие красочные старинные голливудские «пеплумы» до сих пор восхищают). А вот «Ноя» (2014) Даррена Аронофски с Расселом Кроу для наших целей не рекомендуем: этот киберпанк разобраться в живописи не поможет.
Ветхий Завет
Толстый том, который состоит примерно из 40 отдельных книг и писался тысячу лет разными авторами, экранизации поддается с трудом, но некоторые попытки достаточно любопытны. В 2013 году вышел мини-сериал «Библия» (режиссеры Криспин Рис и Тони Митчелл), первые пять серий которого драматично, пусть и конспективно, показывают события книг «Бытие», «Исход», истории Иисуса Навина, Самсона, Саула, Давида, Соломона и Даниила. Возрастной рейтинг 12+, то есть о проблемах Лота с дочерьми — ни намека, зато увлекательно показано, как ангел-азиат в Содоме рубится одновременно двумя мечами. Ценность этого кинопроекта в том, что он хоть немного, да освещает Книги Царств, которые очень любили иллюстрировать художники барокко. Еще, правда, есть девятисерийный «Цари и пророки» (2016) про царя Давида и его семейку, но создатели, кажется, слишком увлекались «Игрой престолов», так что сами понимаете (16+).
Полнометражные фильмы историями царей Израиля практически полностью пренебрегают, обычно сосредотачиваясь на биографиях Ноя или Моисея. Последний — самый популярный киноперсонаж Ветхого Завета, фильмов о нем множество, хотя бы «Исход: цари и боги» (2014) режиссера Ридли Скотта с Кристианом Бейлом в главной роли или «Десять заповедей» (1956) с Юлом Бриннером в роли фараона (детей такие красочные старинные голливудские «пеплумы» до сих пор восхищают). А вот «Ноя» (2014) Даррена Аронофски с Расселом Кроу для наших целей не рекомендуем: этот киберпанк разобраться в живописи не поможет.
Легенды о короле Артуре
«Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» сэра Томаса Мэлори, написанная в XV веке, а также связанные с ней легенды этого цикла вдохновляли и вдохновляют и прерафаэлитов, и британских кинематографистов. Иногда к ним присоединяются кинематографисты американские — тогда надо быть настороже. Не подведет мюзикл «Камелот» (1967). Хвалят «Экскалибур» (1981) с целым созвездием хороших актеров, от Хелен Миррен до Патрика Стюарта и молодого Лиама Нисона. Еще есть «Первый рыцарь» (1995) с Шоном Коннери и Ричардом Гиром и «Тристан и Изольда» (2006) с совсем юным Джеймсом Франко в роли Тристана и Руфусом Сьюэллом в роли обманутого мужа — не идеально, но для создания впечатления о хитросплетениях сюжета сойдет.
Не канон: «Король Артур» (2004) с Кирой Найтли, «Меч короля Артура» (2017) Гая Ричи и многочисленные сериальчики.
«Декамерон», «Божественная комедия» и около Сборник новелл Джованни Боккаччо XIV века породил большое количество произведений искусства — по большей части эпохи Ренессанса и прерафаэлитов. Но тематика рассказов из «Декамерона», особенно тех, которые выбирали для экранизаций, уж больно эротическая. Так что не знаю, что тут рекомендовать к просмотру с детьми — не фильм же Пазолини 1970 года!
С Данте в кино дела обстоят немногим лучше — но тут дело не в скабрезностях, а в сложности структуры. В 1990 году Питер Гринуэй снял четырехсерийный телефильм A TV Dante, но он настолько экспериментальный, что и не каждый взрослый разберется. Впрочем, есть мультфильм 2013 года Dante’s Hell Animated. По графике он слабоват, зато пытается следовать сюжету поэмы и пользуется классическими произведениями искусства, посвященными ей. Еще можно рискнуть и вкусить японско-корейский мультфильм Dante’s Inferno: An Animated Epic (2010).
Много произведений живописи Ренессанса, барокко и даже рококо посвящено персонажам бестселлеров XV–XVI веков «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо, «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто и «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. Но на экране нет ничего, почти совсем ничего — в хитросплетениях отношений между Ринальдо, Армидой, Анджеликой, Брадамантой, Руджьером и прочими вымышленными рыцарями придется разбираться самостоятельно, над книжкой. Или окунуться в пугающий мир старинного итальянского кинематографа (самый свежий фильм — «Освобожденный Иерусалим» — снят в 1958 году). Впрочем, тут может помочь просмотр опер на ту же тему с внятным либретто, например «Орландо» Генделя или Гайдна. Телеверсии подобных опер существуют.
Древнегреческая мифология
Фильм «Троя» (2004) с Брэдом Питтом в роли Ахилла и Орландо Блумом в роли Париса по прошествии времени, вы знаете, не кажется таким уж и ужасным. По крайней мере, сложные повороты сюжета «Илиады» он передает и дух захватывает — а для совместных просмотров с подростками это качество важное. Мини-сериал «Одиссея» (1997) с Армандом Ассанте в заглавной роли с точки зрения буквализма следования книге почти идеален. А все потому, что режиссер (Андрей Кончаловский) правильные книжки в детстве читал! Кстати, рейтинг у него PG-13 всего. «Энеиду» не экранизировали практически никогда — если сильно хочется, то можете поискать итальянский сериал 1971 года, но не факт, что оно того стоит.
Зато очень хорош цикл советских мультфильмов Александры Снежко-Блоцкой по мифам Древней Греции: «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт. Подвиги Тесея» (1971), «Аргонавты» (1971), «Персей» (1973), «Прометей» (1974). А вот относительно свежие блокбастеры «Битва титанов» и «Гнев богов» с Сэмом Уортингтоном, «Война богов: бессмертные» и «Геракл» с Дуэйном Джонсоном, ради бога, не трогайте: от греческих мифов там осталось одно название да любование мужской мускулатурой.
Ветхий Завет
Толстый том, который состоит примерно из 40 отдельных книг и писался тысячу лет разными авторами, экранизации поддается с трудом, но некоторые попытки достаточно любопытны. В 2013 году вышел мини-сериал «Библия» (режиссеры Криспин Рис и Тони Митчелл), первые пять серий которого драматично, пусть и конспективно, показывают события книг «Бытие», «Исход», истории Иисуса Навина, Самсона, Саула, Давида, Соломона и Даниила. Возрастной рейтинг 12+, то есть о проблемах Лота с дочерьми — ни намека, зато увлекательно показано, как ангел-азиат в Содоме рубится одновременно двумя мечами. Ценность этого кинопроекта в том, что он хоть немного, да освещает Книги Царств, которые очень любили иллюстрировать художники барокко. Еще, правда, есть девятисерийный «Цари и пророки» (2016) про царя Давида и его семейку, но создатели, кажется, слишком увлекались «Игрой престолов», так что сами понимаете (16+).
Полнометражные фильмы историями царей Израиля практически полностью пренебрегают, обычно сосредотачиваясь на биографиях Ноя или Моисея. Последний — самый популярный киноперсонаж Ветхого Завета, фильмов о нем множество, хотя бы «Исход: цари и боги» (2014) режиссера Ридли Скотта с Кристианом Бейлом в главной роли или «Десять заповедей» (1956) с Юлом Бриннером в роли фараона (детей такие красочные старинные голливудские «пеплумы» до сих пор восхищают). А вот «Ноя» (2014) Даррена Аронофски с Расселом Кроу для наших целей не рекомендуем: этот киберпанк разобраться в живописи не поможет.
Ветхий Завет
Толстый том, который состоит примерно из 40 отдельных книг и писался тысячу лет разными авторами, экранизации поддается с трудом, но некоторые попытки достаточно любопытны. В 2013 году вышел мини-сериал «Библия» (режиссеры Криспин Рис и Тони Митчелл), первые пять серий которого драматично, пусть и конспективно, показывают события книг «Бытие», «Исход», истории Иисуса Навина, Самсона, Саула, Давида, Соломона и Даниила. Возрастной рейтинг 12+, то есть о проблемах Лота с дочерьми — ни намека, зато увлекательно показано, как ангел-азиат в Содоме рубится одновременно двумя мечами. Ценность этого кинопроекта в том, что он хоть немного, да освещает Книги Царств, которые очень любили иллюстрировать художники барокко. Еще, правда, есть девятисерийный «Цари и пророки» (2016) про царя Давида и его семейку, но создатели, кажется, слишком увлекались «Игрой престолов», так что сами понимаете (16+).
Полнометражные фильмы историями царей Израиля практически полностью пренебрегают, обычно сосредотачиваясь на биографиях Ноя или Моисея. Последний — самый популярный киноперсонаж Ветхого Завета, фильмов о нем множество, хотя бы «Исход: цари и боги» (2014) режиссера Ридли Скотта с Кристианом Бейлом в главной роли или «Десять заповедей» (1956) с Юлом Бриннером в роли фараона (детей такие красочные старинные голливудские «пеплумы» до сих пор восхищают). А вот «Ноя» (2014) Даррена Аронофски с Расселом Кроу для наших целей не рекомендуем: этот киберпанк разобраться в живописи не поможет.
Легенды о короле Артуре
«Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» сэра Томаса Мэлори, написанная в XV веке, а также связанные с ней легенды этого цикла вдохновляли и вдохновляют и прерафаэлитов, и британских кинематографистов. Иногда к ним присоединяются кинематографисты американские — тогда надо быть настороже. Не подведет мюзикл «Камелот» (1967). Хвалят «Экскалибур» (1981) с целым созвездием хороших актеров, от Хелен Миррен до Патрика Стюарта и молодого Лиама Нисона. Еще есть «Первый рыцарь» (1995) с Шоном Коннери и Ричардом Гиром и «Тристан и Изольда» (2006) с совсем юным Джеймсом Франко в роли Тристана и Руфусом Сьюэллом в роли обманутого мужа — не идеально, но для создания впечатления о хитросплетениях сюжета сойдет.
Не канон: «Король Артур» (2004) с Кирой Найтли, «Меч короля Артура» (2017) Гая Ричи и многочисленные сериальчики.
«Декамерон», «Божественная комедия» и около Сборник новелл Джованни Боккаччо XIV века породил большое количество произведений искусства — по большей части эпохи Ренессанса и прерафаэлитов. Но тематика рассказов из «Декамерона», особенно тех, которые выбирали для экранизаций, уж больно эротическая. Так что не знаю, что тут рекомендовать к просмотру с детьми — не фильм же Пазолини 1970 года!
С Данте в кино дела обстоят немногим лучше — но тут дело не в скабрезностях, а в сложности структуры. В 1990 году Питер Гринуэй снял четырехсерийный телефильм A TV Dante, но он настолько экспериментальный, что и не каждый взрослый разберется. Впрочем, есть мультфильм 2013 года Dante’s Hell Animated. По графике он слабоват, зато пытается следовать сюжету поэмы и пользуется классическими произведениями искусства, посвященными ей. Еще можно рискнуть и вкусить японско-корейский мультфильм Dante’s Inferno: An Animated Epic (2010).
Много произведений живописи Ренессанса, барокко и даже рококо посвящено персонажам бестселлеров XV–XVI веков «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо, «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто и «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. Но на экране нет ничего, почти совсем ничего — в хитросплетениях отношений между Ринальдо, Армидой, Анджеликой, Брадамантой, Руджьером и прочими вымышленными рыцарями придется разбираться самостоятельно, над книжкой. Или окунуться в пугающий мир старинного итальянского кинематографа (самый свежий фильм — «Освобожденный Иерусалим» — снят в 1958 году). Впрочем, тут может помочь просмотр опер на ту же тему с внятным либретто, например «Орландо» Генделя или Гайдна. Телеверсии подобных опер существуют.