Интервью Ольги Поповой для Cosmoscow. В фокусе: онлайн-галереи

Сегодня во всем мире растут и развиваются онлайн-платформы, продающие искусство. Согласно статье The Washington Post, именно благодаря этому формату увеличивается число коллекционеров среди миллениалов. Как пишет Bloomberg, ежемесячный трафик на Artsy составляет порядка 2,5 млн посетителей, которые в среднем покупают на $20 млн. На ярмарке Cosmoscow 2018 была создана целая секция Frame объединившая проекты, не имеющие постоянного выставочного пространства или работающие как шоурум. В России крупных и авторитетных онлайн-галерей пока немного. О том, почему так происходит, мы поговорили с совладелицей галереи pop/off/art Ольгой Поповой, недавно открывшей онлайн-галерею ARTZIP.


Можно ли уже сейчас судить о предпочтениях аудитории, которая покупает современное искусство в интернете?


Предпочтения аудитории очень разные, я это хорошо понимаю. Мне кажется, когда есть из чего выбрать, покупатель должен реагировать на известное имя (бренд) и привлекательную цену. Например, на небольшую или тиражную работу, которую в обычной галерее фактически неинтересно продавать из-за низкой цены. Или же на эффектную и столь же привлекательную по цене работу молодого автора.



Выгодно ли художникам продаваться в интернете?



Художнику выгодно продаваться в принципе, в интернете или без него. Мы, конечно, не исключаем возможности общения с покупателем оффлайн, если он хочет и может посмотреть работу «вживую». Мы во многом рассчитываем на покупателей из регионов, у которых физически нет возможности посещать московские или петербургские галереи, но есть желание что-то купить. Мы всегда готовы им в этом помочь. Мы предоставляем сертификат на работу, правильно ее упаковываем и доставляем покупателю. При необходимости вместе с каталогами и дополнительной информацией по автору и по работе.


Чем онлайн-галерея может помочь художнику и галеристу?


Онлайн-галерея – это про продажу работ, мы не берем на себя задач по продвижению художника, мы не вкладываемся, за исключением редких случаев, в производство работ и выставок. Как оказалось, у художников в мастерских уже есть большое количество работ в нужном нам ценовом сегменте, которые зачастую нигде не показывались. Прежде всего, это огромное количество графики. Это еще одна наша цель – вытащить такие работы из запасников, помочь им найти своего покупателя. Я уверена, что любая продажа способствует повышению активности рынка, который у нас медленно, но все же развивается, и все мы в этом участвуем.



Почему наши галеристы пока не пользуются интернет-платформами?



В мире есть ряд мощных онлайн-платформ, опыт которых мы изучали, но не все их методы применимы в России. Как мне кажется, пока не выросли покупатели, которые привыкли все делать онлайн. Большинство оффлайн-галерей не имеют сегодня своего интернет-магазина, хотя у любого крупного ритейл-бренда он есть. Возможно, это связано со спецификой продукта – он уникален, даже если это тираж. Но за онлайн-форматом будущее, я в этом полностью уверена.



Как потенциальные покупатели относятся к новому игроку на рынке? Как заполучить их доверие?



Я рассчитываю на то, что ко мне лично, как к совладельцу известной галереи, уже сложилось доверительное отношение. Когда мы начали обсуждать этот проект, мне казалось, что следует сделать его анонимным. Но люди по своей природе реагируют на личность, за которой стоит история, знания и опыт. Что касается новых покупателей, то здесь предстоит большая работа на сайте, в соцсетях и офлайн. Надеюсь, что качество нашей работы будет говорить само за себя.



Как формировался пул художников ARTZIP? Вы выбирали тех, кого представляет галерея?



Конечно, я использовала ресурс галереи. Но мы работаем и с другими российскими галереями, и даже с художниками, которых галереи не представляют. Список наших авторов будет пополняться каждый месяц, но не будет безграничным. Мы планируем включить в него и несколько зарубежных авторов. Сейчас на сайте есть, например, работы звезды латвийской арт-сцены Андриса Эглитиса и доступные тиражные принты знаменитого Такаси Мураками. На сайте представлены разные поколения художников, начиная с молодых до классиков, включая Эрика Булатова, Оскара Рабина и Владимира Немухина. Отбирая работы, я ориентируюсь на высокое качество, доступный ценовой диапазон и привлекательность при просмотре с гаджетов.



Какие советы вы могли бы дать тем, кто начинает продавать искусство онлайн?



Давать советы пока рано, но могу поделиться принципами, которых я придерживалась, создавая проект. Нужно четко понимать, что вы хотите продавать, определиться с концепцией сайта, подробно проанализировать рынок, найти конкурентов, узнать, в чем их отличия. Главное – понять, каковы перспективы продаж. Кроме того, нужно знать своего покупателя, как его найти. Несмотря на отсутствие непосредственного общения, нужно обладать подробной информацией обо всем, что связано с арт-рынком. И, конечно, надо набраться терпения. В любом бизнес-проекте успех приходит не сразу.
Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на  обработку персональных данных
arrow-up